Задачи, отражающие связь химии с техникой и технологией
1. В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Городской мусор содержит много ценных веществ: алюминий ( крышки от молочных бутылок, фольга от чая, конфет), олово ( консервные банки) и даже золото ( негодные радиодетали, черепки тарелок с позолотой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор - совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из нее веществ в чистом виде - дело очень трудоемкое и дорогое.
Пока не найдены эффективные и очень простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов.
Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующая мусор, а также компоненты этой смеси в чистом виде. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Определите массовую долю каждого компонента в смеси.
2. К катастрофическим последствиям приводит попадание нефтепродуктов в водоемы. Страдают от этого не только реки и озера, но и целые области Мирового океана. В подтверждение приведем выдержку из дневника Тура Хейердала:
" Под вечер гладкое море было сплошь покрыто коричневыми и черными комками асфальта, окруженного чем-то вроде мыльной пены, а местами поверхность отливала всеми цветами радуги, как от бензина…"
Конечно, чтобы ожили реки и моря, нужно прежде всего перекрыть источники сбросов. Вместе с тем необходимо очистить от нефти уже сильно загрязненные области Мирового океана.
Подумайте, какими способами это можно сделать? Проверьте ваши идеи на опыте.
3. Подумайте, как можно изготовить по своему эскизу оригинальной формы значок или медаль из пластмассы.
4. Попытайтесь изготовить свечку из кусочка хозяйственного мыла. При желании сделайте её окрашенной.
5. В редакцию научно-популярного журнала пришло письмо от юного химика, в котором утверждалось, что протекание реакции нейтрализации в некоторых случаях зависит от последовательности сливания растворов кислоты и щелочи. В качестве доказательства своей точки зрения учащийся привел следующие наблюдения:
" Если к раствору щелочи с фенолфталеином приливать раствор борной кислоты, изменение окраски индикатора не происходит;
" Если же поменять порядок сливания растворов, то есть к раствору борной кислоты с фенолфталеином добавлять раствор щелочи, то индикатор меняет свой цвет.
Повторите опыт юного химика и объясните наблюдаемые явления.
6. В нефти и нефтепродуктах всегда содержится некоторое количество воды. Предложите химический способ количественного определения в этих объектах.